Наскальные рисунки

Брянск 2353 год. Урок истории в 5-м классе.

— Сегодня мы изучаем наскальную живопись, — чуть ли не по слогам начала учительница, — используя нашу школьную машину времени. Машина времени – это редкое и дорогостоящее оборудование. В нашей школе их всего две. Уверена, что в недалеком будущем у каждого в квартире будет по машине времени. А возможно, машины времени станут портативными наладонниками. Как когда-то телефоны были большой редкостью, потом начали появляться в квартирах, а спустя еще несколько десятилетий каждый человек смог позволить себе личный телефон-наладонник. Поэтому машину времени по программе пятого класса мы можем использовать всего две недели. Дальше ее забронировал седьмой класс для изучения монголо-татарского нашествия. Итак, урок первый: «Наскальная живопись в первобытнообщинном строе». Как вы уже знаете из материала учебника, первобытные люди промышляли не только охотой и собирательством, но и активно занимались искусством! Об этом свидетельствуют тысячи найденных рисунков в сотнях пещерах. Рисунки относятся к палеолиту – эпоху существования древних людей. Итак, что мы можем сказать о древних художниках, глядя на их творения? — спросила Тамара Дмитриевна, обращаясь к аудитории. И видя, как Петров тянет руку выше, сказала: — Да, Петров!

— Я долго изучал пещерную живопись, Тамара Дмитриевна, и сделал сенсационное открытие, которое перевернет все наши знания за тысячи лет.

— И, какое же сенсационное открытие ты сделал, Петров?

— Древние люди были неважными художниками!

Весь класс хором заржал.

— Ох, Петров, опять паясничаешь! К директору хочешь опять, видимо.

— А вы сами посмотрите на эти каляки-маляки! — Петров показал пальцем на несуразные изображения животных и людей. — Мне всего одиннадцать лет, а я в сто раз лучше нарисую!

— Нет, Петров, не нарисуешь, — снисходительно ответила учительница. — Эти рисунки делались в крайне неудобных условиях. Тусклый свет от горящей щепы, высокие потолки пещер и полное отсутствие каких либо художественных инструментов. Считаешь, что смог бы и лучше? Я очень сомневаюсь. К тому же, первобытные люди не заканчивали художественных училищ. У них даже школы не было. Просто брали то, что попадется под руку, и рисовали. А ведь многие рисунки выполнены довольно мастерски. Так что, Петров, сидел бы ты и помалкивал насчет их мастерства. Ты в таких условиях линию ровно не нарисуешь!

— А зачем они рисовали? — спросил Иванов. — Просто развлекались?

— А вот это правильный вопрос, ответ на который вы и будете выяснять. Итак, ваша задача на сегодня – переместиться на 35 тысяч лет назад и выяснить назначение подобных рисунков. Не забываем надевать маскировочные скафандры. Они сделают вас невидимыми для первобытных людей, уберегут от травм и не дадут вам отравиться в перенасыщенной кислородом атмосфере. Как вы знаете, во времена палеолита состав воздуха был немного иным. Кислорода тогда в атмосфере было на 7-10 процентов больше. Не критично, конечно, но многие из вас могут потерять сознание. А нам этого не нужно. А еще в скафандры встроены переводчик и средство связи со мной. На все про все у вас 1 час. Отправляемся в 15:00 прямо в пещеру около современной деревни Хотылево. Если вопросов больше нет – все в раздевалку. Через 20 минут собираемся у машины времени.

***

— «Сиди и помалкивай», значит, — Петров, не скрывая свое негодование, спешно натягивал на себя кевларовый скафандр.

— Да ладно тебе, чего ты? — спрашивал Иванов. — Может, она права. Может там действительно сложно рисовать.

— А вот это мы сейчас и посмотрим. Пошли уже в машину времени.

***

Дети очутились посреди пещеры, где древние люди в примитивных одеждах из шкур животных тихо и мирно обедали. Вокруг костра сидели бородатые мужики. Пережевывая проросшие злаки, они нечленораздельно бубнили, то ли от удовольствия, то ли от боли в зубах, целостность и здоровье которых оставляли желать лучшего, а то ли от низкой оценки гастрономических свойств самого обеда.

Почти весь класс в невидимых комбинезонах не стал дожидаться окончания обеда и пошел изучать стены в поисках рисунков. И только Петров с Ивановым замерли у трапезы, пытаясь вникнуть в смысл этого бубнежа.

— Как надоело это треклятое зерно, — пробубнил молодой коренастый кроманьонец с фигурой неандертальца. — Хочется мяса.

—Дааааа, — поддержали его остальные участники банкета. — Давно на охоту не ходили.

— Правильно, — раздался женский вопль. — Целыми днями только сидите и жрете. А женщины должны работать! Детей покорми, в пещере уберись, шкуры постирай в проруби, мужиков накорми! А в доме как будто мужиков и нету! Чопперы не точены, мяса нет, рыбы нет, даже камни передвинуть некому! Какой от вас толк? Может вас не кормить?

— Замолчи, женщина! — прохрипел седобородый мужик, видимо директор этой группы. — Тяжело сейчас охотиться. Холодно. Носорог злой пошел, глаза красные, голодные! На прошлой охоте мы потеряли Грязного Шутника и Лысого Нытика. Какие воины были! Оба сейчас до сих пор наверное на роге носорога болтаются.

— Какие войны были, — съерничала самка помоложе. — У одного шутки пошлые и плоские, а другой ныл вечно, что шевелюры нет, и его голове холодно! Шапку бы изобрел себе!

— Ладно! — седой поднял руку вверх, прерывая издевки женской половины древнего человечества. — Сейчас и пойдем на охоту. Только охотиться будем не бездумно и спонтанно, а с умом и по схеме!

— Давно пора, — поддержал вождя рыжий кроманьонец. — Черноухие Водохлебы и Одинокие Бородавочники давно по схемам хотятся. Да что там говорить! Все соседние племена схемы разрабатывают! А наш жрец чем занимается? Мухоморы жрет целыми днями и с духами общается!

— Разбудите и приведите жреца! — скомандовал вождь, и через пару минут к костру было доставлено тело жреца.

— Неадекватный он у вас какой-то, — прокомментировала одноногая старуха лет тридцати, которая молча, наблюдала за обсуждением.

— А его кто-нибудь адекватным помнит? — спросила самка помоложе.

— Не был он адекватным, — ответила старуха. — Как родился, так его родители из него жнеца начали делать. Вместо обычной соски из собачьего хряща ему мухомор в рот пихали.

— Сам схему сделаю, — отрезал вождь, вытащил из костра головешку, встал и пошел к ближайшей стене. — Вот носороги, — он начертил одно животное почетче, остальных просто схематично. — Тут мы, — на скале появились фигуры охотников с копьями. Волосатый Землекоп, ты заходишь отсюда. — Он начертил стрелочку. — И начинаешь дразнить носорога. В это время Бледный Червь бросается на рог носорога. Что вы так смотрите на меня? Кем-то можно и пожертвовать! К тому же Бледный Червь у нас самый никчемный охотник. Да и жена у него красивая больно. В общем, решили! Остальные забрасывают копьями животное, пока тот мотает на роге Бледного Червя! А теперь все встали и пошли собираться на охоту!

Первобытные охотники под громкие одобрительные вопли вышли из зала обеденной зоны, оставив Петрова и Иванова стоять у свеженарисованной вечности.

— Так вот зачем они рисовали! — воскликнул Иванов. — Это были не картины, а схемы охоты!

— А я не это хочу проверить, — прокомментировал Петров, поднял головешку и прислонил ее к свежей схеме. — Я хочу доказать, что смогу гораздо лучше этих дикарей! Хотя мне мешает скафандр, между прочим!

— А что ты нарисуешь? Носорога?

— Не знаю. А вот тебя и нарисую, — ответил юный гений и за пять секунд набросал Иванова. — Видал! Да я – великий Леонардо ДиКаприо с его Модной Лизой!

— Ладно, пошли, уже зовут всех к машине времени!

Через несколько минут, сняв скафандры, ученики сидели на своих местах в классе.

Тамара Дмитриевна что-то долго изучала в интернете, читая какие-то статьи, при этом шевеля губами, прежде чем обратиться к аудитории.

— Итак! Как прошла командировка в прошлое на 35 тысяч лет? — спросила учительница, не скрывая своей нервозности.

— У вас все хорошо, Тамара Дмитриевна? — спросил Петров.

— Да я просто в бешенстве! — крикнула та, но, закрыв глаза, быстро сбавила тон. — Есть у кого-нибудь версии назначения пещерной живописи?

— Есть! — Иванов тянул руку. — Это были схемы охоты! Мы с Петровым сами это видели и слышали!

— Ага. Значит вы с Петровым! — она, молча, подошла к проектору и вывела на экран изображение той схемы, которую выдели Петров и Иванов.

— Тогда кто из вас двоих тут изображен? — она ткнула лазерной указкой на фигуру в скафандре.

— Я, Тамара Дмитриевна, — Иванов виновато опустил голову.

— Понятно, значит, рисовал Петров!

— Я не думал...

— Молчи, Петров! Лучше послушай отчет археологов и антропологов 21-века, обнаруживших эти рисунки:

«… Российские археологи обнаружили серию сенсационных наскальных рисунков в пещере стоянки Хотылево 2 на территории Брянской области. Предварительный анализ показал возраст рисунков 35 тысяч лет. На одном из рисунков изображен предположительно гуманоид в скафандре посреди шерстистых носорогов и древних охотников. Большинство ученых скептически относятся к подобным находкам, но некоторые антропологи ответственно заявляют о посещении Земли в эпоху верхнего палеолита инопланетными расами, считая это единственным объяснением изображения гуманоидов в скафандрах, заявил кандидат биологических наук, доцент кафедры антропологии МГУ имени М. В. Ломоносова Станислав Дробышевский»

— Так что завтра, Петров, к директору с родителями!


Уважаемые читатели! Я пишу исключительно для Вас и стараюсь это делать как можно чаще. Поэтому, если мое творчество Вам не чуждо, прошу Вас поддержать меня символической суммой, которую вы сможете перевести мне удобным для Вас способом:

На карту: 2202 2032 1982 5702 (Сбербанк)

Или по кнопке:

Все книги автора на ЛитРес
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.